Ползуны р 63, регулировка пильной рамки.
Те кто связывался с пилорамой р 63, сталкивались с установкой ползунов. Как установит ползуны р 63 на пилораму и регулировка их на пилораме. Именно об этом и пойдёт речь в этом блоке.
Первое о чём пойдёт речь это конечно же сами ползуны. Изготавливаются ползуны р 63 с использованием углеродно-графитового волокна (антифрикционный слой) и фенопласта (волокнита), получаемые путем прессования в форме, что позволяет получить изделия с четко выдержанными размерами и конфигурацией.
Раньше ползуны изготавливали из твёрдых пород древесины, что влекло постоянную их замену. После применялись более устойчивые материалы, такие как текстолит. И вот современные ползуны которые стали изготавливать из вышеописанного материала.
Ползуны р 63 имеют два вида плоские и призматические. Плоские применяют уже на более современных пилорамах, а призматические на более старых (гиревых) пилорамах. Но и те и другие взаимозаменяемы достаточно заменить направляющие, по которым собственно и ползает ползун.
Сам ползун состоит из двух частей, это современный. Если Вы сталкивались с более (древним) вариантом ползуна, то он имеет одну целую часть ,что очень затрудняет его замену.
Установка ползунов
Крепятся ползуны на саму пильную рамку насаживаясь на сквозной палец и стопор. Этот стопор служит для предотвращения прокрутки ползуна вокруг оси на пальце. Фиксируются ползуны стремянкой во избежании располовинивания.
На раму устанавливается восемь комплектов ползунов по четыре с каждой стороны пильной рамки. Перед установкой каждого ползуна необходимо ослабить анкера направляющих по которым и ползает сам ползун. В простонародии их называют ещё салазками. Анкер, это болт крепящий направляющую к остову рамы и законтрогаенный двумя гайками. Полностью закручиваем регулировочные болты находящиеся на направляющей по два болта на каждой. Но при этом следим чтобы регулировочный болт не вышел с противоположной стороны направляющей. На месте крепления анкерами в самой направляющей отверстия имеют форму овальной прорези, по которой и сдвигают её до упора от пильной рамки.
После установки всех ползунов, пильную рамку подводим с помощью маховика, так чтобы ползуны находились по центру направляющих.
Регулировка пильной рамки
Далее с помощью измерительного инструмента(линейка, рулетка, метр и т.п) замеряем расстояние от пильной рамки до выступа остова пилорамы напротив каждой пары ползунов. Запоминаем значения и начинаем подводить направляющие к ползунам с помощью регулировочных болтов. С помощью измерительного инструмента подводим направляющую равномерно периодически замеряя то одну сторону то другую.
После того, как ползун коснулся направляющей, замеряем расстояние от пильной рамки до выступа остова пилорамы и не переходя на другую сторону выставляем все четыре направляющие согласно одного размера. Затем переходим на другую сторону и выполняем те же манипуляции.
Как только размер был выставлен на всех восьми направляющих, проверяем зазор между направляющей и ползуном. По зазорам в направляющих при верхнем и нижнем положении пильной рамки щупом. Нормальный зазор 0,3 мм при 0,5 нужно подтягивать направляющими — первыми по направлению подачи, соблюдая при этом расстояние до пильной рамки на всех четырёх направляющих с этой стороны.
Проверка регулировки
После всех этих регулировочных работ отпускаем маховик и проверяем свободный ход пильной рамки. Он должен быть свободным без задержек. В противном случае необходимо ослабить направляющую в месте задержки. При этом проверяем пильную рамку на биение, просто пошатав её, сначала в самом верхнем положении, а потом в самом нижнем положении пильной рамки. Запомните этого биения не должно быть совсем. Устраняется оно так же способом подтягивания направляющих. Желательно проверить биение пильной рамки неоднократно что бы убедиться в правильности настройки.
И вот Мы установили ползуны р 63 на пилораму, отрегулировали пильную рамку, теперь можно затянуть анкерные болты на всех направляющих. При затяжке не забываем контрогаить анкерные болты.
Запускаем пилораму и смотрим, нет ли биения. при наличии снова отпускаем анкера и подтягиваем направляющие. Но не стоит увлекаться, при полном отсутствии зазора между ползунами и направляющей возможен перегрев ползуна и выход его из строя. Точнее при наличии задымления необходимо ослабить направляющие и отодвинуть их в обратную сторону.
Ну и конечно же кроме регулировки зазоров необходимо проверить и состояние пильной рамки и подшипников шатунов.
Всё вышеописанное было достигнуто опытным путём. Единственной инструкцией был дедовский совет и опыт накопленный Им и Нами в процессе работы на пилораме. Конечно же не всё сразу может получиться, но как говориться «опыт приходит со временем». Удачи.