Рамщик на ленточной пилораме, работа рамщиком

Автор   24.03.2017

Кто такой рамщик на ленточной пилораме?

Такой должности официально не существует. Это обычное народное, применяемое в быту словосочетание. Правильно следует называть «оператор распиловочного станка по дереву», но мы называем попросту «рамщик».

рамщик

Рамщик несет ответственность не только за саму пилораму, но и людей работающих с ним на ней. Также он несет ответственность за качество производимого им материала — лафета, доски, бруса и прочего. Основными признаками качественного материала, принято считать точность размера материала по всей длине и его форму. Некачественным же материалом можно считать материал выпиленный «волной» по всей плоскости доски. А для бруса, к этому еще можно добавить и ромбовидную форму сечения.

Для того что бы избежать вышеуказанных признаков плохого качества, рамщик должен уметь настраивать пилораму. Уметь правильно выполнять заточку и развод ленточных пил. Внимательно следить за установкой размеров.

Обо всём этом поговорим ниже и постараемся как можно ближе познакомить Вас с настройкой данного агрегата.

Первым делом, даже на новой только установленной раме, необходимо проверить правильную работу всех подшипников. Они попросту должны не клинить, а крутиться. Это проверяется простым способом, их надо покрутить. Их движение должно быть свободным без всевозможных заеданий. В противном случае неисправные подшипники необходимо заменить на новые.

Так же подшипники можно проверить таким способом, болтаются ли большие колёса и направляющие ролики. Если есть биение, надо заменить неисправные части. Обычно и чаще всего это подшипники, реже валы на которых они крепятся.

Проверяем натяжение ремней. Это можно сделать согласно инструкции прилагаемой к пилораме, либо просто включить и выключить основной двигатель. При слабых ремнях при разгоне издаётся «вой» двигателя, что говорит о необходимости подтяжки ремней или их замене.

 

Настройка рельсов

Далее нам необходимо выровнять рельсы, по которым ходит сама рама. Для начала с помощью уровня выравниваем их параллельно. Ставим уровень поперёк на оба рельса и выравниваем их согласно уровню, подымая или опуская специальными упорными болтами. Так проходим по всей длине рельс.

Следующим шагом будет выравнивание рельсов вдоль по всей длине. Помните, от данной процедуры зависит равномерность размера материала по всей его длине.

Натягиваем обычный шнур от одного края рельсы до другого и с помощью тех же упорных болтов выравниваем одну рельсу по шнуру. Повторяем то же самое со второй рельсой. Помните так же, что все упорные болты должны быть затянуты, иначе рельсы будут прыгать.

Настройка рамы

После настройки рельсов приступим к настройке самой рамы. Одеваем пильную ленту согласно инструкции и натягиваем до допустимых значений. Обратите внимание, как стоит лента. Она должна выступать не менее 3-5 мм между большим колесом и началом зуба ленты. Если такого нет, то регулируем этот выступ с помощью специальных болтов находящихся сзади на валу большого колеса. То же самое проделываем с направляющими роликами, двигая их вперёд либо назад.

Ну вот лента на месте теперь приступаем к установке размера. С помощью уровня выравниваем ленту, опуская или подымая направляющие ролики. Сначала вдоль ленты, а потом поперёк.

Только после этого подводим раму к первой направляющей стойке станины рельсов, на которую ложится бревно, так чтобы зубья ленты находились над направляющей стойкой. На линейке рамы ставим произвольно размер. С помощью измерительных инструментов (рулетки, линейки, штангенциркуля и др.) измеряем расстояние от верхней кромки ленты до площадки направляющей стойки станины рельсов. Сначала возле одного направляющего ролика потом возле второго, расстояние должно быть одинаковым. Если нет, то подстройте так как описано выше.

рамщик

Выровняв расстояние, не меняя размера на линейке рамы, производим замер расстояния от нижнего зуба (это зуб пилы который разведён вниз и считается нижним разводом) до площадки станины. Это будет реальный размер, и он должен совпадать с линейкой на раме. Если нет, то проще всего будет подогнать саму линейку к реальному размеру. Открутив её и передвигая вверх или вниз установить точный размер. К примеру у нас от нижнего зуба до площадки станины 5 сантиметров, значит и на линейке рамы должно быть 5 сантиметров не больше и не меньше.

Далее необходимо не меняя положения ленты подвести раму ко всем направляющим стойкам станины. Произвести те же замеры что описаны выше. Желательно производить замеры возле каждого ролика. Это потому что площадки стоек станины тоже могут быть неровными и их так же можно подстроить регулировочными пластинами, добавив их или убрав лишние пластины.

Первый запуск.

Итак, мы настроили рельсы и пилораму. Теперь нам необходимо проверить свои настройки на практике. Закатываем бревно на станину и закрепляем. Ставим необходимый размер и запускаем пилораму. Не стоит спешить и сразу начинать пилить. Пусть лента раскрутится и заработает ровно.

Без резких толчков, плавно запускаете ленту в бревно и пропиливаете его. Немного притормозив перед выходом ленты из бревна, обратите внимание на её выход. Если лента выходит из бревна ровно и мягко, то настройки правильны.

Если лента на выходе «подкидывает» материал, то скорее всего направляющие ролики смотрят вниз. Либо, на ленте развод не такой, как нужно. Например верхние зубы разведены меньше чем нижние. Пила уходит вниз и на выходе делает выброс.

Так же пила может «спрыгивать» с бревна. На выходе лента как бы сползает зубьями вниз. Это говорит о том, что направляющие ролики смотрят вверх. А на ленте верхний развод больше чем нижний.

Ещё можно проверить качество развода другим способом. Не меняя размера на линейке после выхода пилы из бревна, подведите раму обратно до касания пильной ленты бревна. Если пила стоит параллельно срезу бревна, то развод идеален. Выше среза, значит развод нижних зубов больше чем верхних. Ниже среза, говорит об обратном, то-есть верхний больше нижнего.

Все эти настройки должен производить рамщик и в дальнейшем поддерживать их, своевременно производить текущую подстройку.

Заточку и развод пильных лент лучше производить самому. Только так можно будет понять, почему рама не пилит производя брак.

Зимой желательно направляющие ролики наклонить вперёд на 2-3 мм. И угол заточки делать как можно прямее до 90 градусов. Так же развод на пиле меняется, нижний делается больше. Всё это, потому что зимой ленту давит вверх и чтобы её удержать необходимо, принимать такие меры.

Ну, то, что рамщик должен уметь в уме складывать и вычитать и довольно быстро знает каждый, кто сталкивался с ленточной пилорамой и имеет хоть малейший опыт работы на ней.

О том, как ремонтировать отдельные узлы пилорамы мы опишем в других статьях. Следите за обновлениями.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 9 =